Есть в осени лапландской…
Финны, как и все нормальные люди, делят год на четыре сезона. Но на севере Финляндии, в Лапландии, существует и пятый. Зовут его «руска». Это, правда, не совсем сезон, а скорее пора в начале осени. Когда на короткое время сопки вспыхивают самыми яркими учетами. Это можно назвать особым состоянием северной природы. А можно — и состоянием финской души. Множество финнов с юга страны специально в сентябре отправляются в Лапландию, чтобы увидеть это буйство красок и окунуться в меланхолический покой сдержанной в остальное время года природы, на пару недель устраивакпцей прощальный парад красоты перед стоящей на пороге зимой.
Финский язык, не терпящий заимствований и даже прекрасно обходящийся своими силами без интернациональных слов, вроде «телефон» или «республика», настолько емко объединил все краски лапландской осени в роскошный букет, что слово ruska не заменишь другим и тем более не переведешь. Филологи говорят, что если собрать воедино все слова одного корня с ruska, то в них будут все оттенки цветов от коричнево-желтого до ярко-рыжею и красноватого с розовым. Rusko — «заря», ruskottaa — «краснеть», «алеть», a ruskistaa — «подрумянивать»…
Руску можно сравнить с нашей золотой осенью. Только краски в Лапландии — еще более яркие и разнообразные, а сам период — более короткий и четко выраженный.
Руска начинается в самом конце августа в тундрах у границ с Норвегией и потихоньку, беззвучно, спускается на юг.
В Финляндии говорят, что осень «едет на девяти лошадях», подразумевая ее переменчивый нрав. Дождь и солнце, буря и затишье чередуются друг с другом. С каждым днем все позже всходит и все раньше заходит солнцe. Но в Лапландии ездят на оленях, и осень там немного другая: когда полярный день стремительно начинает уступать наступающей полярной ночи, перед тем как уснуть у природа устраивает свой праздник.
Руска — это одновременно и хрупкая истонченность уходящего лета, и буйство красок перед долгой северной зимой.
В это время лапландский пейзаж с невысокими сопками, которые финны называют «тунтури» и которые известны еще под шведским именем «фьельд», обретает красную у оранжевую у желтую и коричневую расцветку.
Все дело в особенностях местной растительности и, конечно, погоды. Первые заморозки, приходящиеся на начало сентября, когда до снега еще далеко, а листья не облетели, делают свое дело. Березовые леса в низинах становятся золотыми, осины краснеют, фантасмагорию пылающих красок устраивают заросли карликовой березы по склоном тунтури, огромные брусничники и черничники алым пламенем горят среди пустошей, болота становятся бурыми, а лишайники и мхи на огромных валунах обретают рыжий цвет, кое-где переходящий в благородную седину… Целая симфония, целое море красок..
Причем цвета леса и тундры меняются каждый день — от зеленого к буроватому, оранжевому, желтому у пурпурному, фиолетовому у коричневому, прозрачному…
Эту чарующую картину довершают ярко-голубое небо и золотое солнце, что совсем нередко во время руски.
Самый разгар этой поры, когда многие виды деревьев и растений одновременно меняют цвет листвы, длится в сентябре около двух недель. С наступлением ночных заморозков листья опадают — руска подходит к концу…
Ну, в общем, совсем как у поэта:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…
С поправкой на то, что Тютчев описывал среднерусский пейзаж и среднерусскую осень…
Руска — это короткая агония полуночного солнца.
Лапландский ландшафт — это невысокие, обычно одиночные, достаточно пологие горы, поросшими кустарником, мелколесьем, а порой и вообще лысые, зато с обилием ягодников, лишайников и мхов… Если ты не в редкой низине, то ничто не мешает обзору. И горизонт почти всегда — на 360 градусов! Ничто не мешает любоваться осенней роскошью тундры.
Но это время не только красок, но и тишины, когда будто все замерло, и ты, оказавшись там, тоже замираешь, ощущая необычайную гармонию со всем окружающим миром.
На фьельдах редко увидишь человека. Разве что оленей, да подъемники в окрестностях еще пребывающих в летней спячке горнолыжных курортов.
С точки зрения науки феномен руски объясняется очень просто: прекращение фотосинтеза и распад хлорофилла при снижении температуры воздуха и укорочении светового дня в сентябре-октябре. То есть лиственные деревья начинают откладывать на зиму хлорофилл в почках и ветвях, обнажая красный цвет, скрывавшийся под летней зеленью.
Но финны воспринимают природу не умом, а сердцем. Они, несмотря на свой суровый северный нрав, все в душе немного поэты.
Финны очень похожи на японцев. Они крайне щепетильны и пунктуальны, трепетно относятся к природе, во всем ценят простоту и при этом обожают самые высокие технологии. Они не выставляют напоказ свои эмоции и, как и японцы, молча и сдержанно могут наслаждаться созерцанием пейзажа. И руска для этого подходит лучше всего.
Финны считают, что руска — это особенный цвет и настроение осени, это некое промежуточное состояние, причем они уверены, что его нельзя точно объяснить или назвать, его надо почувствовать.
Руска для финнов — это некое особое настроение осени… Момент короткого наслаждения красотой и ожидания, что вот-вот, завтра или через день все это кончится, оборвется, последним ярким огнем вспыхнет за дальней сопкой и исчезнет..
Финляндия — одна из немногих развитых стран, где природа продолжает играть огромную роль в жизни человека, вообще во всем его существовании и бытии. Между любым финном и природой — лесом, озером, шумящей порогами речкой — всегда сохраняется невидимая, но сильная связь.
Для жителей Финляндии и ее гостей в Интернете, на странице, посвященной национальным паркам, помещается информация о времени начала руски и о ее особенностях в данном году.
Финна, поэта в душе, тянет «в осень», которая грустит вместе с ним и с которой грустит он сам. Уже одно слово «руска» вызывает общую национальную ностальгию, которая зовет бросить все и поехать в Лапландию, чтобы успеть посильнее запечатлеть быстро гаснущую необычайную красоту и сохранить это видение на долгую белую зиму…
Руска — это как последний глоток свежего воздуха перед долгим погружением в темную пучину океана.
Немудрено, что в сентябре туристические походы и прогулки по Лапландии особенно популярны — к тому же, в отличие от летних месяцев, не досаждают комары.
Руска — это не только время, когда природа одевается в самые роскошные и яркие одежды, когда воздух по-особому прозрачен и свеж, но и пора, когда лес щедро одаривает гостей урожаем грибов и ягод. Руска — излюбленное время отдыха у финнов.
Те, кто не может отправиться в Лапландию, засушивают осенние листья и делают из них различные украшения, а связанные пучки сухой травы ставят в вазы.
Считается, что руска — самое творческое время года: удивительно красивая, немного печальная пора приносит вдохновение многим. Не случайно финские живописцы вновь и вновь обращаются к мотивам золотой северной осени. Писать руску приезжают и иностранные художники. У современного английского живописца Джонатана Миддлмисса была целая выставка работ, посвященных лапландской осени.
Знаменитая финская фарфоровая фабрика в Хельсинки Arabia выпускает серию посуды — «Руска». И это — одна из самых успешных серий за последние годы,..
Конечно, на юге Финляндии тоже, бывает, можно увидеть потрясающие осенние цвета, но руска — чисто лапландский феномен.
Из книги Н.В. Кривцова, «Финляндия. Страна тысячи озер».
2 пинга