Из книги «100 социальных инноваций Финляндии», 2018.
Финляндия долгое время была бедной и изолированной страной. Первое исследование уровня жизни населения, а именно отчет, выполненный Финским экономическим обществом в 1830-ых годах, показал, что все сельское население материковой части страны ело хлеб, смешанный с корой. Бедность для жителя сельской местности Финляндии означало пожизненную судьбу. Как описал Пекка Хаатанен (Pekka Haatanen): «С колыбели в попрошайки, в молодые годы в наемные работники, женившись в бедняки без крова и земли, и после под гнетом лет и хвори опять на паперть. И так прошел угрюмый день”.
Забота за нищими вначале была ответственностью церкви. Церковные приходы собирали деньги для обеспечения ухода за нищими, в том числе с помощью деревянных статуэток, обычно символизирующих инвалидов войны, установленных у стен церквей или церковных башен. Забота за нищими перешла под ответственность муниципалитетов в 1879 году. Постепенно стали исчезать или приходить в негодность деревянные статуэтки для сбора средств, и они перестали использоваться. Хорошо характеризует отношения общества того времени тот факт, что впоследствии была найдена только одна деревянная статуэтка.
В своей политике по борьбе с нищетой муниципалитеты обращали внимание также на умеренную бедность, то есть на то, как малообеспеченные люди и люди, не имеющие доходов, могут вести образ жизни наравне с другими группами местного населения. На протяжении XIX века и в начале XX века муниципалитеты приобретали или предоставляли в аренду бедным семьям коров. С помощью общинных коров бедные семьи получали шанс вести образ жизни, привычный для жителя села, приобретать знания и умения фермерского уклада, и даже получить скромный доход от продажи масла и сыра. Позднее инструментами политики борьбы с нищетой стало развитие малого фермерства и рынка наемных работ.
Построение модели государства общего благосостояния означало для бедных слоев населения Финляндии в 1970-ых и особенно в 1980-ых годах то же, что и соблюдение правил гигиены, и использование антибиотиков для борьбы с туберкулезом. Уровень жизни поднялся во всем обществе, но малообеспеченные получили относительно больше, чем хорошо обеспеченные: разница в доходах значительно уменьшилась. Универсальное перераспределение доходов и всеобщая доступность услуг практически ликвидировали проблему бедности к началу 1990-ых годов. Бедность стала проблемой только маргинализованных слоев населения.
Социальной инновацией в ликвидации бедности было то, что бороться с бедностью начали путем развития широкого социального страхования против различных социальных рисков — безработицы, заболеваний и старости. Вторым вариантом было бы направить большую часть средств от перераспределения доходов только бедным слоям населения, как это сделано, в частности, в англоговорящих странах Америки.
Вторым важным фактором в борьбе Финляндии с бедностью стала семейная и трудовая политика, содействующая равноправию полов. Льготы для родителей и особенно развитие государственной системы дошкольных учреждений обеспечили поддержку участию женского населения в трудовой жизни. Отличительной чертой Финляндии стало то, что и у мам появилась возможность работать полный рабочий день. Также и малообеспеченные семьи с детьми сумели выбраться из бедности, когда вместо одного кормильца в семье появилось два.
Способность финской модели благополучного государства справляться с бедностью прошла суровую проверку на прочность сначала в начале 1990-ых годов и еще раз после 2008 года. Экономическая депрессия привела к неудержимому росту безработицы и к тому, что значительная часть финского населения прибегла к социальной защите по причине снижения доходов ниже прожиточного минимума. Количество получателей пособия по безработицы и пособий по базовому обеспечению постоянно росло. В какой-то мере льготы были урезаны, но основной характер системы остался без изменений. В борьбе с бедностью
Финляндия по-прежнему опирается на принцип универсальной социальной защиты.
Финское государство общего благополучия сумело справиться с ростом абсолютной бедности. В сравнении с другими странами финская система оказания социальной помощи в тяжелых жизненных ситуациях находится на хорошем уровне. После экономической депрессии 1990ых годов очереди за бесплатными продуктовыми наборами стали частью обыденной жизни. Эти очереди выросли вновь в связи с мировым экономическим кризисом. Эти очереди говорят о пробелах в системе социальной защиты, но в то же время и об активности третьего сектора в борьбе с проблемой бедности.
В Финляндии создана сильная законодательная база для борьбы с бедностью, которая выстояла и перед трудностями в годы экономической депрессии. В 1990-ые годы после конституционной реформы основных свобод человека, в параграфе 19 Конституции Финляндии было записано: «Все, кто не в состоянии добывать себе средства, необходимые для достойной человека жизни, имеют право на обязательное социальное обеспечение и заботу». Пособие по базовому обеспечению стало исключительно сильным правом человека в Финляндии. Полномочия на местном уровне по принятию решения в отношении назначения пособия по базовому обеспечению были урезаны в 1980-ых годах после унификации критериев для пособия. В результате очередной реформы полномочия по назначению и выплаты пособия по базовому обеспечению были переданы Управлению социальных пособий и пенсий (Kela) в начале 2017 года.
Благодаря пособию по базовому обеспечению финское государство всеобщего благополучия имеет возможность практически без исключений обеспечивать условия для достойной жизни. Даже уровень умеренной бедности в Финляндии ниже, чем в странах ЕС в среднем.
Задачей финского государства всеобщего благополучия остается, тем не менее, обеспечение равных возможностей для всех граждан страны. Период нахождения без работы увеличился, так же как увеличился период выплаты пособия по базовому обеспечению. Молодым людям, особенно тем, кто не получил образования, трудно найти работу.
Новой инновацией в борьбе с бедностью стал начавшийся в Финляндии в 2017 году эксперимент по выплате базового обеспечения*. Цель эксперимента заключается в том, чтобы добраться до причины проблемы бедности, которая беспокоит все западные страны, то есть выяснить как хронически безработные и изолированные от рынка труда люди могли бы интегрироваться в трудовую жизнь и, по крайней мере, отчасти зарабатывать себе на жизнь.
Хейкки Хииламо, профессор социальной политики университета Хельсинки
* perustulokokeilu — эксперимент по выплате безусловного базового дохода
2 тыс. финнов в течение двух лет получали в месяц €560. Контрольную группу выбрали случайным образом, но с учетом особых требований. Участники эксперимента были безработными, малоимущими и не старше 28 лет. Власти надеялись, что безусловная выплата заставит трудоспособных, но малообеспеченных людей искать работу. Оказалось, что они это делают ненамного активнее, чем другие безработные. Деньги, кстати, выплачивались вне зависимости от того, нашел человек работу или нет. Стоит понимать, что у эксперимента были и другие цели — доход в теории мог бы заменить бюрократически сложную выдачу социальных выплат, объяснил главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах: «У базового дохода есть несколько потенциальных плюсов. Один из них — упрощение системы выдачи пособий, то есть не нужно содержать всю инфраструктуру, которая занимается оценкой нуждаемости граждан и так далее. В этом случае пособие выдается всем малоимущим. Второе — это позволяет, скажем так, «застраховать» людей, чтобы они были более активны, соответственно, не ограничивать их дополнительными условиями и посмотреть, как это работает».
Был признан неэффективным.
Свежие комментарии