Яковлева Т.М. * Ида Аалберг в Петербурге * Статья | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Яковлева Т.М. * Ида Аалберг в Петербурге * Статья

Имя драматической актрисы Иды Аалберг (1857-1915) открывает коллекцию биографий «Сто замечательных финнов», опубликованную Обществом финской литературы1. И это не случайно. С конца 1870-х гг. И. Аалберг блистала на театральных подмостках у себя на родине, а также в Швеции, Дании, Германии, Венгрии и России. Актриса, обладающая огромным природным обаянием, выразительностью, талантом и трудолюбием, вызывала к себе неоднозначные, а порой даже противоречивые чувства ее соотечественников и современников.

Хорошо известная биография Иды Эмилии Аалберг, тем не менее достаточно выразительная. Она родилась 4 декабря 1857 г. в небогатой семье железнодорожного мастера Анти Аалберга в маленьком местечке Янаккала. С раннего детства у девочки обнаружились актерские способности, но вначале ее жизнь складывалась достаточно обычно для представителей финляндской провинции того времени. Как и все, она получила начальное образование в школе. Единственное, что ей еще давали частные уроки знакомые родителей. В результате, обладая хорошей памятью, она неплохо освоила немецкий и шведский языки и в 16-летнем возрасте впервые почувствовала вкус сцены, выступив на вечере самодеятельности2.

Далее в судьбе Иды сыграло то, что в 1874 г. в ближайшем от Янаккала большом городе Хямеенлинна гастролировал Финский театр. Она смогла побывать на представлениях этого театра, и они произвели на девушку такое огромное впечатление, что она решилась сбежать из дома и присоединиться к труппе. В течение трех лет Ида Аалберг играла небольшие роли в разных спектаклях Театра Карло Бергбома. Первый успех ей принесла роль Бориски в пьесе «Деревенский негодяй» в 1877 г. После этого она училась актерскому мастерству в Германии, одновременно со-

вершенствуя немецкий язык. Немецкая сцена тех лет была далека от реалистической манеры исполнения, ей был присущ героический пафос, что не могло не отразиться на игре финской актрисы. Однако обучение принесло свои плоды. В начале 1880-х гг. Ида Аалберг играет главные роли, комедийные и трагические, в пьесах Шиллера, Ибсена, Киви и других популярных драматургов, вырабатывая свой собственный стиль, в котором присутствуют как реалистические, так и романтические возвышенные интонации, перенятые у немцев. От них актриса полностью никогда не избавится, они станут причиной многих критических высказываний в ее адрес.

В 1883 г. Ида продолжает обучение сценическому искусству в Париже, посещая лучшие спектакли и примеряя на себя приемы игры Сары Бернар. Все вместе рождает неповторимых, полных внутренней силы и откровения героинь Иды Аалберг: Нора, Геда Габлер, Мария Стюарт, Офелия, Гретхен, Лео в пьесе Алексиса Киви. Вот далеко не полный перечень тех ролей, которые исполняла Ида Аалберг. И хотя соотечественники обижались на актрису за отдаление от родной сцены из-за многочисленных заграничных контрактов, она никогда не теряла связи с родиной, приезжала в Финляндию, где показывала свои новые работы и играла в старых спектаклях.

Сегодняшние исследователи единодушно отмечают, что в историю становления финского Национального театра Ида Аалберг внесла значительный вклад. Многие называют ее национальным символом3. Словом, каждый просвещенный житель Финляндии хоть что-нибудь знает об этой незаурядной актрисе. Однако, как это ни удивительно, в России, даже в соседнем с Финляндией Санкт-Петербурге, не говоря уже о более отдаленных местах, немного найдется людей, которым знакомо имя Ида Аалберг. И это можно объяснить только тем, что на русском языке о ней почти ничего не опубликовано, не считая критических заметок в старой периодике, вышедших во время гастролей Иды Аалберг в России. Есть также несколько статей финского искусствоведа Лийсы Бюклинг, которые в разное время появлялись в опубликованных на русском языке материалах научных конференций, а также в недавно вышедшей книге, посвященной русско-финским театральным связям4. Эти статьи освещают гастрольные спектакли с участием актрисы в России, особенности ее актерского дарования. Небольшие биографические справки, которые можно найти в Интернете, к сожалению, часто грешат неточностями и противоречиями (возможно, из-за плохого перевода).

Между тем Ида Аалберг не только гастролировала в России, но и долгое время жила в Петербурге. Здесь наконец закончился ее земной путь (она умерла в 1915 г.). В Северной столице есть несколько адресов, которые тесно связаны с жизнью и творчеством знаменитой актрисы. До настоящего времени в прежнем виде сохранился дом № 12 в Озерном переулке, в котором проживал помощник статс-секретаря Государственного совета барон Александр Александрович Икскуль-Гильденбандт с женой Идой Андреевной5. Представитель известного аристократического рода был вторым мужем Иды Аалберг. Этот адрес актриса указывала в своих письмах и на визитных карточках6.

Известны также основные сценические площадки, владельцы которых в летние и великопостные сезоны сдавали свои помещения иностранным труппам и где проходили гастроли с участием финской актрисы7. Причем именно в Петербурге впервые увидел Иду Аалберг на сцене барон Александр Икскуль-Гильденбандт. До того момента равнодушный к театру, он увлекся и актрисой, и сценическим искусством, и впоследствии поддерживал профессиональную деятельность Иды Аалберг, хоть взгляды их, касающиеся репертуара и режиссерской трактовки, порой явно расходились.

Весьма примечательно, что Ида постоянно совершенствовала свое актерское мастерство. Так, если первые гастроли актрисы в Петербурге с театром Карло Бергбома проходили на финском языке, что ограничивало зрительскую аудиторию представителями финской диаспоры, то в начале XX в. спектакли уже шли с немецкоязычной труппой, буквально врывавшейся в культурную жизнь столицы. Ее выступление теперь широко обсуждалось, рождались споры и т. д. Наиболее яркими были роли Инны в пьесах Г. Ибсена, с которым она была лично знакома. Особенно впечатляющими стали ее выступления в роли Норы в «Кукольном доме». Как отмечала Лийса Бюклинг: «В Петербург Аалберг привозила „Кукольный дом“ трижды — в 1882,1894 и 1902 гг., — и каждый раз роль Норы представала в новом свете, отражая нечто существенное не только в тогдашнем этапе развития самой актрисы, но и в отношении России к Ибсену»8. В то же время, благодаря Иде Аалберг, уже зрители Финляндии впервые познакомились с драматургией А. П. Чехова.

Итак, несмотря на то что Иду Аалберг очень много нитей связывало с Северной столицей, в сегодняшнем Петербурге ее имя, увы, оказалось забытым. Тем не менее определенные следы ее жизни в городе до сих пор еще обнаруживаются, причем иногда даже самым неожиданным образом. В частности, сведения о ее пребывании в Петербурге оказались в коллекции петербургской художницы В. П. Шнейдер9. Эта коллекция, насчитывающая более 300 открыток, была передана в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и относится к концу XIX — началу XX в. Причем среди серий с европейскими этнографическими и видовыми сюжетами, изображенными на этих открытках, оказалась одна черно-белая открытка с портретом Иды Аалберг10.

На первый взгляд эта открытка не соответствует общей тематике коллекции, на что трудно было не обратить внимание. Тем не менее, возможно, образ актрисы в представлении коллекционера ассоциировался с народным финским характером, с какой-то ее ролью, поэтому и оказался в одной серии с изображениями сцен из Калевалы и народными финскими танцами. Позже в архиве В. П. Шнейдер, большая часть которого хранится в рукописном фонде Пушкинского дома, обнаружилось еще несколько автографов Иды Аалберг — записок на немецком языке, адресованных художнице и бережно ею сохраненных. Характерно, что большинство этих автографов начинаются обращением «lieber» («дорогая», нем.). По всей видимости, эти женщины были не только знакомы друг с другом, но и испытывали взаимное уважение. Более того, в одной из записок Ида Аалберг вообще называет В. П. Шнейдер «большим другом»11.

Сами же тексты записок в основном касаются приглашений на неформальные дружеские вечера и домашние обеды. Несмотря на отсутствие дат, большинство их можно смело отнести к 1905 г.ик началу 1906 г. В одном из писем, в частности, Ида Аалберг спрашивает В. П. Шнейдер, не хочет ли она познакомиться с поэтом, искусствоведом и журналистом С. К. Маковским, который «будет у них дома презентовать свою книгу о Талашкине»12. Здесь, скорее всего, речь шла о презентации изданной в 1905 г. книги С. К. Маковского «Талашкино: Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой»13. Однако характерно, что Ида Аалберг все же отказалась пойти на эту встречу, объяснив, что очень занята на репетициях «Женщины с моря» (вероятно, имеется в виду пьеса Ибсена).

Действительно, время начавшейся с В. П. Шнейдер переписки в актерской карьере Иды Аалберг было очень насыщено различными событиями и стало весьма плодотворным. Тогда, в 1904-1905 гг., состоялись ее большие гастроли в Риге, Москве, а также в Петербурге. Об их огромном успехе говорят многочисленные публикации того времени. В столице России вышла целая полоса газеты «Театральная афиша», перевернутая в альбомный формат, где была отведена для рекламного объявления информация о гастролях Иды Аалберг. Ее имя располагалось во всю ширину листа, а в объявлении сообщалось о начинающемся выступлении в помещении Театра комедии на немецком языке «знаменитой финской артистки Иды Аалберг с ее труппою из Вены»14. Тогда Ида Аалберг выступала с целым рядом образов, которые демонстрировались в различных спектаклях15. Причем роль Магды считалась коронной для Иды Аалберг.

Весьма примечательным стало также еще и то, что спектакль «Росмерс-хольм» в насыщенном культурной жизнью Петербурге был премьерным.

Несмотря на то что гастроли проходили на немецком языке, успех они в столице России имели колоссальный. Отзывы же о спектаклях были порой весьма противоречивы. «Общая участь гастрольных спектаклей — слабый антураж», «режиссеру следовало бы обратить должное внимание на общий ансамбль исполнения», — писала газета «Русь»16. При этом прежде всего обращали внимание на Иду Аалберг. В петербургской прессе отмечалось: «Финская артистка не кокетничает с публикой, подобно прославленным европейским гастролершам. Она показывает жизнь героинь такой, какова она есть, без сложных затей, без красивой лжи, честно и откровенно»17. Хотя, конечно, были и критические замечания, когда указывалось, что «впечатление от игры этой талантливой артистки очень выиграло бы в правдоподобии, и в художественности, и в нравственном воздействии на зрителя, если бы она играла более поземному»18. Но даже в критических статьях, обращенных к оценке выступления Иды Аалберг, признавалось, что, «подводя итог гастролям г-жи Иды Аалберг, следует отметить, что ее игра была прекрасна, безупречна, естественна и истинно трогательна».

Вот как раз именно тогда и проходила ранее неизвестная исследователям переписка Аалберг с Шнейдер. Нетрудно понять, что актрисе из Финляндии явно не хватало времени на то, чтобы активно участвовать во всех светских мероприятиях российской столицы. Но то, что отношения у нее со Шнейдер были достаточно доверительными, свидетельствует последняя записка Иды. Она была написана ввиду печального обстоятельства. Актриса сообщила Шнейдер, что должна уехать на похороны Карло Бергбома. 6 (19) января 1906 г., поскольку «Финляндская газета» в Гельсингфорсе (Хельсинки) опубликовала некролог по поводу кончины основателя финской национальной сцены19.

Это был рубежный период в творческой деятельности Иды Аалберг. С данного момента для нее начинается новый этап ее жизни. И. Аалберг уже полностью посвящает себя финскому театру, занимаясь и общим его руководством, и режиссурой, продолжая, однако, выступать в спектаклях. Тем не менее Петербург оставался для финляндской актрисы важным центром культурного взаимодействия, и, несомненно, из 40 лет своей жизни на сцене часть ее Ида Аалберг отдала российским любителям театра. То, что в январе 1915 г. ее внезапная смерть застала актрису именно в Петрограде, тоже говорит о многом. Хочется же надеяться, что память о выдающейся актрисе Финляндии — Иде Аалберг будет сохраняться и в Петербурге.

1    Суутела X. Ида Аалберг (1857-1915). Актриса // Сто замечательных финнов. Каледоскоп биографий. Хельсинки, 2004. С. 15-19. 

2    Там же. С. 15.

3    В парке Кайсаниеми есть памятник Иде Аалберг «Занавес» работы Раймо Утриайнена. Ее именем названа улица в Хельсинки. Ей также посвящена небольшая экспозиция в Музее театра. Более того, к столетию со дня рождения актрисы был образован фонд, присуждающий театральные премии. В Янаккала поблизости от Хяменлинна в доме, где она родилась и провела детские годы, в летние месяцы работает музей, там же есть площадь и библиотека ее имени.

4    Бюклинг Л. Ида Аалберг и ее петербургские гастроли 1894 года // Русско-финские театральные связи: Сборник научных трудов. Л., 1989. С. 83-90; Бюклинг Я. Гастроли финского театра в Петербурге во второй половине XIX века // Театральный Петербург: интеркультурная модель. Иностранные труппы и гастролеры в Петербурге XVIII-XX вв. Вып. II. СПб., 2002. С. 329-331; Бюклинг Я. Отражение русской души в зеркале севера: Гастроли финского театра и его ведущей актрисы Иды Аалберг в Петербурге. СПб., 2015. С. 185-233.

5    Весь Петербург. Ч. III. СПб., 1905. С. 262, 412.

6    Трехэтажный каменный дом, построенный в 1874 г. по проекту инженера В. М. Некора, с 1885 г. несколько раз перепродавался. В конце 1903 г. его приобрел барон Александр Феликсович Мейендорф, член 3-й и 4-й Государственной думы, приват-доцент на кафедре прибалтийского права Санкт-Петербургского университета. Владелец также проживал в этом доме вместе с первой женой, баронессой Ниной Александровной (урожденной княжной Цулукидзе). Возможно, обе эти семьи состояли в родстве, поскольку Мейендорфы и Гильденбандты предположительно являются двумя ветвями одного старинного лифляндского рода Икскулей (см.: Икскюли: Словари и энциклопедии на академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1798662).

7    Ида Аалберг в Петербурге выступала: в помещениях здания на Владимирском пр., 12 (ныне Театр им. Ленсовета); в зал Купеческого клуба (здесь проходили гастроли финского национального Театра Карло Бергбома с участием Иды Аалберг в 1880-е гг.; в помещениях здания на наб. рек. Мойка, 61 (ныне актовый зал Университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича); в театральном зале в доходном доме Кононова; в здании на Офицерской ул., 35 (ныне ул. Декабристов), где размещался Петербургский театр Е. А. Шабельской; в здании на Моховой ул., 33, где находился зал Тенишевского училища, арендованный Л. Б. Яворской для Театра комедия (ныне Учебный театр Академии театрального искусства).

8    Бюклинг Л. Русско-финские театральные связи на рубеже XIX-XX веков // «Русская культура в финском контексте»: Материалы семинара. 10 марта 2004 года, Институт Ренвалла, Хельсинкский университет (при участии журнала «LiteraruS-Литературное слово»). Часть II. http://www.literarus.org/arkiv/rus2005/rus7a.php

9    Шнейдер Варвара Петровна (1860-1941) — дизайнер, художница, учительница рисования, основательница школы народных ремесел, собирательница коллекций для Этнографического отдела Русского музея императора Александра III и для школы Народного искусства.

10    Отдел Фондов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Колл. № 4280.

11    Рукописный отдел Института русской литературы РАН (РО ИРЛИ). Ф. 340. Оп. 1.Д. 20. Л. 8.

12    Там же. Л. 1.

13    Маковский С. К. Талашкино: Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. СПб., 1905. С. 11.

14    Афиша императорских Петербургских театров. 1905. январь. №№ 5-12. С. 12.

15    Ида Аалберг выступала в ролях Магды (пьеса Германа Зудермана «Родина»), Ребекки (драма Генрика Ибсена «Росмерсхольм»), Маргариты (пьеса «Дама с камелиями» Александра Дюма), Гедды Габлер (одноименная пьеса Генрика Ибсена) и Терезы (в пьесе Эмиля Золя «Тереза Рокен»).

16    Русь. 1905. 22 января.

17    Беляев Ю. Д. Ида Аалберг. Статьи о театре // Русская художественная летопись. Вып. II. СПб., 2003. С. 14.

18    Русь. 1905. 9 февраля.

19    Финляндская газета. 1906. 6 января.


Источник: Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы семнадцатой ежегодной научной конференции (7-8 апреля 2015 г.), Спб., 2016.

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2017/08/28/yakovleva-t-m-ida-aalberg-v-peterburge-statya/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.