Чем финское образование для взрослых отличается от практики многих других стран? В первую очередь тем, что профессиональное и общее образование развиваются вместе. В других странах зачастую господствует мнение, что достаточно предоставить взрослому населению возможность развития профессиональных навыков в процессе дополнительного образования. В Финляндии, как и в странах Скандинавии, общее взрослое образование играет ключевую роль в системе непрерывного образования. Этот обзор призван кратко осветить задачи общего взрослого образования в ближайшем будущем — наиболее широкого сектора общего образования.
Важные отличительные признаки общего образования взрослых таковы: во-первых, каждое образовательное учреждение свободно в выборе задач и содержания предлагаемого им образования. По желанию образовательного учреждения студенты также могут играть существенную роль в формировании содержания и прочих аспектов учебного курса. Студентам лучше знать, чему они хотят научиться; во-вторых, общее образование взрослых в основном оплачивается национальным правительством. Также и местные муниципалитеты предоставляют значительную финансовую поддержку. Плата за обучение не должна быть препятствием для тех, кто хочет учиться; в-третьих, общее образование взрослых возникло из потребности в образовании людей для целей равенства и демократии. Но самим своим существованием общее образование взрослых поддерживает демократическую систему, выявляя недемократические тенденции в любых областях жизни.
Правительственный комитет подготовил доклад, озаглавленный «Радость учебы: национальная стратегия непрерывного обучения». В докладе изложены принципы политики финского образования взрослых в настоящий момент и в ближайшие годы. Три основные установки, определяющие все стратегические решения, таковы: (1) интеллектуальный и духовный рост человека — неотъемлемая ценность, необходимая для развития в различных сферах жизни. Образование не должно быть только прикладной ценностью, служа какой-либо задаче, например, экономической выгоде. Интеллектуально и духовно сильные и устойчивые люди лучше всего приспособлены к своим ролям в семье, на работе, в политических и иных организациях, как творцы и потребители культуры; (2) образование играет главную роль в формировании конкурентоспособной Финляндии, особенно в сфере конкуренции человеческих ресурсов. В этой связи образование должно лучше соотноситься с запросами стремительно меняющейся трудовой жизни; (3) образование взрослых должно сплачивать нацию. Гражданин должен поверить, что образование вносит свой вклад в социальное сотрудничество и солидарность. Чтобы достичь этих целей, образование взрослых не должно делить население на людей класса А и класса Б. Компетентность, осведомленность не должны быть уделом немногих, но правом всего народа.
Долгое время единственным откликом на растущие образовательные запросы были учебные учреждения. Тем не менее растущая и непрестанная потребность общества может быть удовлетворена только улучшением доступа к обучению, как в учебных учреждениях, так и любым другим образом. Есть множество способов создать образовательное общество, совершенно не обязательно для этого участие властей. Главную роль в непрерывном обучении играет каждый гражданин, но также важны сотрудничество и помощь местных общин, неправительственных организаций, трудовых коллективов, организаций рынка труда, образовательных учреждений, регионов и, наконец, различных административных подразделений государства.
Учеба — источник радости. Учение требует труда. Иногда жизнь преподносит тяжелые уроки. Все же основная мысль непрерывного обучения — не принудительный труд, вызванный нуждой и обстоятельствами. Обучение в сочетании с практикой достигает своей цели, когда помогает в решении каких-либо проблем, помогает почувствовать удовольствие от жизни, обрести новые культурные и творческие навыки, развить способности, укрепить гражданское чувство. Необходимо по-новому взглянуть на обучение как на вдохновляющую силу. Учебный опыт может быть источником радости для каждого на протяжении всей жизни, каждый может найти применение своим интеллектуальным способностям, каждый может гордиться приобретенным мастерством. Чему учишься без удовольствия — то с удовольствием забываешь.
Развитие навыков как источник силы. Комитет («Радость учебы») видит будущее Финляндии, где основным активом, ключом к успеху будут люди и общины, активно развивающие свои навыки. Кажется, все согласны с тем, что общество, ориентированное на развитие различных навыков и умений -общество без интеллектуальной монополии. Основной признак такого общества — реализация желаний, радости, умений через непрерывное обучение. Важнее становится не образование, а обучение. Нация, проходя через такое обучение, легче и успешнее развивает в себе любые навыки и умения не только в стенах учебных учреждений, но везде, где это удобно: учеба на рабочем месте может дополняться учебой через гражданскую деятельность, учебой как формой досуга. Скоростное шоссе информации открывается перед нами как путь к беспрецедентным возможностям. Знание никогда не повредит.
Образовательная и культурная политика — ключ к будущему. Каков бы ни был уровень, каково бы ни было задание — непрерывное обучение направлено на то, чтобы наряду с устойчивым гуманистическим, общественным и экологическим развитием, создать общество, делающее жизнь стоящей того, чтобы жить. Знание — начало мудрости.
В какой бы программе общего образования взрослых ни участвовал индивидуум, цель обучения всегда глубже специального знания, умения, отношения. Общее образование взрослых помогает участникам осознать значимость их жизни. Этого можно достичь двояко: (a) представление индивидуума о самом себе должно стать яснее и крепче; (б) люди должны с удовлетворением воспринимать свои отношения с другими людьми и жизнь в целом. Общее образование взрослых строит такого рода деятельность на том, что учащиеся пришли в класс добровольно. Они возвращаются в класс только в том случае, если чувствуют удовлетворение и получают радость от учебы. Поэтому так важно для общего образования взрослых поддерживать и развивать качество деятельности, чтобы соответствовать обновляющимся запросам людей. Общее образование взрослых развивает в людях творческое начало. Творчество многогранно и не ограничивается художественными школами и т. п. Творчество можно найти и в социальной солидарности, которая позволит выразить то, что не выразит скульптура или живопись. Она может проявляться в организации, в действии, точно так же, как в исполнении или трактовке музыкального произведения. В широком смысле творчество может проявляться в любой сфере, в которой человек чувствует его.
Итак, можно отметить, что мир общего образования взрослых весьма разнообразен. Так обстоит дело и на практике. В различных организациях общего обучения взрослых изучаются самые разные предметы, профессии. Это поистине кладовые учебы: каждому они предлагают что-то свое. Необходима и ответственность. В докладе «Радости учебы» ясно заявлено, что любой взрослый сам ответственен за свое обучение, точно так же, как и за другие аспекты своей жизни. Образовательные учреждения многое делают для учащихся в дополнение к обычному выбору. Они информируют общество о своей деятельности, предлагают тьюторов и пособия по планированию занятий. Также они могут оказать финансовую поддержку в обучении, а в особых случаях предоставляют уход за детьми на время занятий. Учеба, связанная с обществом, совершенствующая коммуникативные навыки, очень важна для граждан. Она помогает им принимать независимые решения в любых вопросах. Чтобы действовать как равноправные члены демократического общества, способные повлиять на принятие решений, граждане должны разбираться в широком круге социальных и экономических тем. Следовательно, каждый гражданин общества имеет право на получение таких знаний и умений. Также существует множество явлений, угрожающих социальному равновесию и сплоченности общества, такие как растущая разница доходов, социальная изоляция безработных и др. Образование взрослых уравновешивает эти явления.
Финское и российское общества переживают сильнейшие изменения. В этой ситуации совместное обучение и сотрудничество могли бы принести большую пользу. Переживая организационные перемены, Хельсинский центр образования взрослых признал, что изменение ценностей, способов мышления — это всегда нелегкая задача, поскольку требует длительной эволюции. Но в процессе социальных изменений центры образования взрослых способны сыграть консолидирующую роль. Мы предлагаем объединить усилия и начать общие учебные программы в рамках проекта образования для взрослых. Конкретно речь идет о создании новой модели центра образования взрослых, которая помогла бы внедрению наших социальных стратегий воспитания консолидированного, творческого общества к 2020 г.
Свежие комментарии