Отбор и порядок картин исключительно мой, но частично с учетом голосования финнов на одном из веб-ресурсов.
1.
Akseli Gallen-Kallela
Sammon puolustus (1896)
Иллюстрации к Калевале. «Защита Сампо«.
Сáмпо (фин. Sampo) — в карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы.
2.
Hugo Simberg
Halla (1895)
halla — это заморозок, если я правильно понимаю, например летом ночью или с раннего утра
В этом смысле картина передает хорошо образ.
3.
Helene Schjerfbeck
Toipilas (1888)
toipilas — выздоравливающая
4.
Hugo Simberg
Kuoleman puutarha — Сад смерти
1906
Есть несколько версий этой картины, на данном рисунке фреска из собора в Тампере.
Это картину мне порекомендовала одна финская девушку, когда я заметил, что как-то мрачновато даже для мрачных финнов, она мне горячо ответила: «Смерти ухаживают за цветами-людьми посреди пустыни, и когда вынуждены их резать делают это нежно словно прося прощения …»
5.
Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli — Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».
6.
Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa — В Люксембургском саду Парижа.
(1887)
7.
Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa — Старуха и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу — и «баба», и «бабка».
8.
Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck — по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät — Танцевальные туфельки.
9.
Это, наверно, самая грустная финская картина. По крайней мере по моему мнению.
Albert Edelfelt
Lapsen ruumissaatto — Похороны ребенка (дословно Похоронная процессия ребенка)
1879
Это первая финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях — торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.
«Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.
Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.
В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.
Еще, от себя, я бы позволил заметить, что в этой картине очень точно передано отношение финнов к смерти (которая, увы, является частью, последней частью, любой жизни). Оно очень строгое и сдержанное, тут тоже есть отличие от русских. Но эта строгость и сдержанность не говорит об их безэмоциональности, просто финны все это несут глубоко в себе. Глубже, чем мы, русские. Но горе от этого не перестает быть горем и для них.
10.
Pekka Halonen
Tienraivaajia Karjalassa — Строители дороги в Карелии.
(1900)
Дословно было бы «расчищатели дороги в Карелии».
raivata — хороший глагол: расчищать путь
не знаю, есть ли у него общее со словом raivo — ярость, исступление
Но вот глядя на эту картину — можно предположить, что да.
В картине другая черта финнов — исторически им приходилось жить в крайне неблагоприятной природной среде, то есть именно иногда просто яростно бороться за свое существование, отсюда, наверное, и вот это упорство, которое они показывают в труде и невзгодах. По крайней мере так было раньше.
11.
Hugo Simberg
Unelma
(1900)
Еще одна картина Хуго Симберга — «Мечта«.
Симберга по праву причисляют к символистам, его картины крайне открыты для трактовок и интерпретаций.
И при этом в его картинах всегда есть что-то очень национальное.
12.
Akseli Gallen-Kallela
Poika ja varis — Мальчик и ворона.
(1884) Лично я, кстати, только довольно взрослым узнал, что вор’она (varis), условно говоря, не жена/самка в’орона (korppi). Собственно говоря, такая неразбериха происходит к счастью только в русском языке. Например в украинском ворон — это «крук», а ворона, так и будет «ворона». По-английски слово ворон звучит «raven», а ворону называют «crow».
Картина сейчас находится в «Атенеуме».
13.
Akseli Gallen-Kallela.
Lemminkäisen äiti — Мать Лемминкяйнена.
(1897)
Картина находится в «Атенеуме», Хельсинки.
Картина описывает сцену из «Калевалы», в которой Лемминкяйнен был убит и расчленен, а части тела брошены в темную реку, Туонелу. Мать героя граблями собрала части тела своего сына, и сшила в их в одно целое. На картине она ждет пчелу — поэтому смотрит вверх — которая принесет волшебный мед от старшего по званию бога Укко, который должен воскресить Лемминкяйнена.
Вообще надо отметить, что «Калевала», если ее читать внимательно, не для людей со слабыми нервами, вроде как раз сейчас финны снимут фильм по ней к 2017 году, к 100-летию независимости финского государства, очень подозреваю, что выйдет что-то вроде «Властелина колец» и «Техасской резни бензопилой» в национальном антураже.
Интересно, что в качестве модели для картины Аксели использовал собственную матушку, которой во время позирования рассказывал грустные и ужасные истории, чтобы именно добиться трагического выражения лица.
14.
Hugo Simberg
Iltaa kohti (Vanhus ja lapsi). — К вечеру (Старик и ребенок).
1913.
Одна из последних картин самого загадочного финского художника Хуго Симберга (1873-1917).
15.
Albert Edelfelt’s “Poltettu kylä”
1879
Sinebrychoff Art Museum
Альберт Эдельфельт.
Сожженная деревня.
16.
Akseli Gallen-Kallela.
Kullervon kirous, 1899.
Аксели Галлен-Каллела.
Проклятие Куллерво.
Еще одна картина на материале Калевалы.
17.
Albert Edelfelt (1854-1905), Maitotyttö, 1889.
Альберт Эдельфельт (1854-1905), «Молочница», 1889.
18.
Akseli Gallen-Kallela. Eksynyt. 1886.
Аксели Галлен-Каллела. Заблудившаяся. 1886.
19.
Pekka Halonen, Avannolla. 1900.
avanto — прорубь, то есть:
Пекка Халонен, У проруби.
20.
5 пингов