Финская писательница, актриса, сценарист и редактор популярного глянцевого журнала.
Родилась 10 февраля 1965 года, Liminka.
Живет в Хельсинки.
Ее первый роман Häräntappoase был написан, когда он еще училась на втором курсе гимназии и получил большую известность. В 1989 году по роману был сделан телесериал.
После гимназии она училась в Высшей театральной школе и в университете города Тампере на актерском отделении (окончила в 1989 году).
Ее скандальный роман Akvaariorakkautta («Аквариумная любовь») переведен на множество языков, по нему снят одноименный фильм.
Работала долгое время колумнистом, в том числе в журналах Anna и Image.
Также писала автобиографические книги. В книге, вышедшей в 2001 году, Heikosti positiivinen, рассказала о собственном опыте материнства, а книга 2005 года, Loppuunkäsitelty, посвящена самоубийству ее сестры.
Снималась в кинофильмах и телесериалах.
Романы:
- Häräntappoase. Helsinki: Otava, 1984.
- Sotilaan tarina. Helsinki: Otava, 1986.
- Akvaariorakkautta. Helsinki: Otava, 1990. — переведен на русский язык
- Avoimien ovien päivä. Helsinki: Otava, 1998.
- Juhannusvieras. Helsinki: Otava, 2006.
- Ei kiitos. Helsinki: Otava, 2008.
- Onnen tunti. Helsinki: Otava, 2011.
- Kaikki oikein. Helsinki: Otava, 2014.
Несколько сборников эссе, колонок и рассказов.
Награждена следующими премиями и наградами:
Телевизионная премия Telvis
Премия Й.Х. Эрко 1984
Медаль «Благодарность за книгу» 1985
Премия искусства губернии Оулу 1985
Специальный премия Большого финского книжного клуба (Союз писателей Финляндии) 1991, 1994 и 1998
Специальная премия Союза психотерапевтов Хельсинки 2005
Премия Вейо Мери 2014
Анна Сидорова
03.03.2008
журнал «Stop in Finland»
Ну что, мы уже в России?
…Колеса поезда равномерно постукивают, отбивая такт какой-то давно забытой песни. Мы с Анной-Лееной пьем утренний кофе и строим планы на ближайшие выходные.
Сначала, конечно, дела, но после она не прочь пройтись по магазинам, присмотреть себе что-нибудь «этакое». Я пытаюсь сообразить, где у нас в Петербурге можно найти «этакое», но безуспешно. Ничего, разберемся на месте.
Достаю газету, читаю в колонке новостей: «Финская писательница Анна-Леена Хяркенен приезжает в Санкт-Петербург, чтобы представить свою книгу «Аквариумная любовь». Показываю Анне-Леене, она улыбается: мол, что ж тут удивительного – мое имя часто мелькает в прессе…
Известность пришла к ней очень рано, сразу после выхода в свет первой книги «Убить быка» (Häräntappoase, 1984). Юной писательнице было тогда всего 19 лет.
– Роман начала еще в гимназии, – вспоминает Анна-Леена. – В школе с удовольствием писала длинные сочинения. И мечтала, что когда-нибудь возьму в руки книгу с собственным именем на обложке. Но даже представить себе не могла, что мечта осуществится… Помню, когда «Убить быка» вышел в свет и мне принесли экземпляр прямо в институт, я долго держала его в руках – все гладила, гладила переплет… Это было так удивительно – моя книга.
История первой любви, рассказанная ярким разговорным языком от лица подростка, стала событием в финской литературе. По роману был снят телевизионный сериал. Анна-Леена получила премию года за лучший дебютный роман, а книгу включили в школьную программу. Так, едва окончив школу, она вновь начала посещать уроки родного языка – теперь уже как молодой автор. В том же 1984 году Хяркенен сыграла главную роль в художественном фильме «Мона» (Mona, реж. Микко Нисканен). Популярность Анны-Леены росла, как снежный ком.
– Вначале это казалось потрясающим – тебя все знают, звонят из газет, с телевидения. Но потом поняла: не все так просто. И газеты нередко пишут о том, чего ты никогда не делал и не говорил, – словом, всякую чушь. А я была тогда юной и очень наивной и впала в депрессию… Было невероятно сложно написать второй роман: я не сомневалась, что у меня не получится, и первая книга станет последней.
Анна-Леена училась тогда в театральном институте в Тампере, и испытание славой стало своего рода экзаменом на профпригодность.
– Позднее меня не раз посещала мысль, что внезапная известность даже опасна. Наверное, было бы лучше идти к успеху постепенно. Но разве можно его предсказать? – смеется Анна-Леена.
Более двух десятилетий минуло с тех пор, а Хяркенен по-прежнему остается популярной писательницей и не менее популярной актрисой.
– Меня часто спрашивают, что мне нравится больше: литературное творчество или театр. И я всегда отвечаю, что не могу жить без того, чтобы не писать. Без театра, возможно, прожила бы, хотя только там, на сцене, среди людей, я чувствую себя по-настоящему счастливой. Ведь пишешь всегда в одиночестве.
Играет Хяркенен не только в театре: она регулярно снимается в кино и на телевидении:
– Мне посчастливилось работать с удивительными режиссерами. Например, с Юккой Сипиля – к сожалению, недавно он ушел из жизни. Пару раз работала с Аку Лоухимиесом и с радостью продолжила бы это сотрудничество.
А еще Анна-Леена сочиняет сценарии к кинофильмам и телесериалам:
– Я написала сценарии к двум сериалам, и, поверьте, это было непросто. В романе достаточно один раз хорошо начать и хорошо закончить. А в сериале, помимо начала и финала для каждой серии, приходится ломать голову еще и над продолжением!
Роман «Аквариумная любовь» (Akvaariorakkautta, 1990), а затем и одноименный фильм по его мотивам шокировали Финляндию. Критики разошлись во мнениях: одни называли роман порнографией, другие отмечали актуальность поднимаемых в нем проблем. Автора хвалили за живой и ироничный стиль повествования, за смелость в изображении сексуальной жизни молодежи.
– Для меня этот роман стал самым трудным, – признается Анна-Леена. – Я попыталась передать атмосферу начала девяностых – времени, когда все были помешаны на сексуальности и эротике. Одна моя подруга как-то пожаловалась, что дико устала от необходимости постоянно быть эротичной. И мне захотелось рассказать об этом принуждении играть надуманную роль. Конечно, сейчас я написала бы свою книгу несколько иначе, не концентрируясь на одной теме.
Хяркенен можно с уверенностью назвать женской писательницей – и не только потому, что главные герои ее произведений – женщины. В ее текстах угадывается истинно женский взгляд на взаимоотношения полов. «Мы разные и никогда не сможем понять друг друга, – говорит Анна-Леена. – Полагаю, что практически все финки – феминистки. Однако я никогда не была членом какой-нибудь организации мужененавистниц. Не нужно всё в жизни воспринимать слишком серьезно!»
Как признается Хяркенен, автобиографичного в ее произведениях мало: она никогда не стремилась писать о себе. И все же сюжеты для двух книг взяты из ее жизни. «Не было смысла маскировать реальные ситуации под вымысел, ведь мне хотелось как-то повлиять на то, что происходит в обществе», – объясняет Анна-Леена.
Роман «Слабопозитивная» (Heikosti positiivinen, 2001) – о послеродовой депрессии.
– После рождения сына я была на грани психоза.
В больнице со мной обращались ужасно. И я решила написать о разочарованиях и тревогах, которые испытывает женщина после родов, разрушить миф, будто мать всегда знает, что лучше для ее ребенка, что материнская интуиция ее не подведет… Рецензии были жесткими. Я оказалась в роли подопытного кролика: критики обсуждали мои собственные переживания, а не чувства моих героев. И я поклялась, что больше никогда не буду писать о своей жизни».
Вторая книга – «Обсуждение окончено» (Loppuunkäsitelty, 2005) – стала ответом на самоубийство младшей сестры. В ней остро поднимается вопрос о качестве психиатрических услуг в Финляндии. «Психическому здоровью не уделяют должного внимания, депрессия не считается серьезным заболеванием, и я предложила читателю свою историю о том, что может произойти, если помощь не оказана вовремя»…
Это первый приезд Анны-Леены в Россию. Впереди встречи с читателями, знакомство с университетом и библиотекой, выступления в книжных магазинах и многое другое. А пока мы пьем кофе, смотрим в окно, и Анна-Леена беспрестанно спрашивает: «Ну что, мы уже в России?»…
Свежие комментарии