Хяркёнен Анна-Леена * Härkönen Anna-Leena | Финляндия: язык, культура, история
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМОЧЬ САЙТУ МАТЕРИАЛЬНО - БЕЗ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКИ ОН СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ!

Хяркёнен Анна-Леена * Härkönen Anna-Leena

1055051

Финская писательница, актриса, сценарист и редактор популярного глянцевого журнала.

Родилась 10 февраля 1965 года, Liminka.

Живет в Хельсинки.

Ее первый роман Häräntappoase был написан, когда он еще училась на втором курсе гимназии и получил большую известность. В 1989 году по роману был сделан телесериал.

После гимназии она училась в Высшей театральной школе и в университете города Тампере на актерском отделении (окончила в 1989 году).

Ее скандальный роман  Akvaariorakkautta («Аквариумная любовь») переведен на множество языков, по нему снят одноименный фильм. 

Работала долгое время колумнистом, в том числе в журналах Anna и Image.

Также писала автобиографические книги. В книге, вышедшей в 2001 году, Heikosti positiivinen, рассказала о собственном опыте материнства, а книга 2005 года, Loppuunkäsitelty, посвящена самоубийству ее сестры.

Снималась в кинофильмах и телесериалах.

Романы:

  • Häräntappoase. Helsinki: Otava, 1984. 
  • Sotilaan tarina. Helsinki: Otava, 1986. 
  • Akvaariorakkautta. Helsinki: Otava, 1990. — переведен на русский язык
  • Avoimien ovien päivä. Helsinki: Otava, 1998. 
  • Juhannusvieras. Helsinki: Otava, 2006. 
  • Ei kiitos. Helsinki: Otava, 2008. 
  • Onnen tunti. Helsinki: Otava, 2011. 
  • Kaikki oikein. Helsinki: Otava, 2014. 

Несколько сборников эссе, колонок и рассказов.

Награждена следующими премиями и наградами:

Телевизионная премия Telvis

Премия Й.Х. Эрко 1984

Медаль «Благодарность за книгу» 1985

Премия искусства губернии Оулу 1985

Специальный премия Большого финского книжного клуба (Союз писателей Финляндии) 1991, 1994 и 1998

Специальная премия Союза психотерапевтов Хельсинки 2005

Премия Вейо Мери 2014 


Анна Сидорова
03.03.2008

журнал «Stop in Finland»

Ну что, мы уже в России?

…Колеса поезда равномерно постукивают, отбивая такт какой-то давно забытой песни. Мы с Анной-Лееной пьем утренний кофе и строим планы на ближайшие выходные.

Сначала, конечно, дела, но после она не прочь пройтись по магазинам, присмотреть себе что-нибудь «этакое». Я пытаюсь сообразить, где у нас в Петербурге можно найти «этакое», но безуспешно. Ничего, разберемся на месте. 
Достаю газету, читаю в колонке новостей: «Финская писательница Анна-Леена Хяркенен приезжает в Санкт-Петербург, чтобы представить свою книгу «Аквариумная любовь». Показываю Анне-Леене, она улыбается: мол, что ж тут удивительного – мое имя часто мелькает в прессе… 
Известность пришла к ней очень рано, сразу после выхода в свет первой книги «Убить быка» (Häräntappoase, 1984). Юной писательнице было тогда всего 19 лет.

– Роман начала еще в гимназии, – вспоминает Анна-Леена.  – В школе с удовольствием писала длинные сочинения. И мечтала, что когда-нибудь возьму в руки книгу с собственным именем на обложке. Но даже представить себе не могла, что мечта осуществится… Помню, когда «Убить быка» вышел в свет и мне принесли экземпляр прямо в институт, я долго держала его в руках – все гладила, гладила переплет… Это было так удивительно – моя книга.

История первой любви, рассказанная ярким разговорным языком от лица подростка, стала событием в финской литературе. По роману был снят телевизионный сериал. Анна-Леена получила премию года за лучший дебютный роман, а книгу включили в школьную программу. Так, едва окончив школу, она вновь начала посещать уроки родного языка –  теперь уже как молодой автор. В том же 1984 году Хяркенен сыграла главную роль в художественном фильме «Мона» (Mona, реж. Микко Нисканен). Популярность Анны-Леены росла, как снежный ком.

– Вначале это казалось потрясающим – тебя все знают, звонят из газет, с телевидения. Но потом поняла: не все так просто. И газеты нередко пишут о том, чего ты никогда не делал и не говорил, – словом, всякую чушь. А я была тогда юной и очень наивной и впала в депрессию… Было невероятно сложно написать второй роман: я не сомневалась, что у меня не получится, и первая книга станет последней.

Анна-Леена училась тогда в театральном институте в Тампере, и испытание славой стало своего рода экзаменом на профпригодность.

– Позднее меня не раз посещала мысль, что внезапная известность даже опасна. Наверное, было бы лучше идти к успеху постепенно. Но разве можно его предсказать? – смеется Анна-Леена. 
Более двух десятилетий минуло с тех пор, а Хяркенен по-прежнему остается популярной писательницей и не менее популярной актрисой.

– Меня часто спрашивают, что мне нравится больше: литературное творчество или театр. И я всегда отвечаю, что не могу жить без того, чтобы не писать. Без театра, возможно, прожила бы, хотя только там, на сцене, среди людей, я чувствую себя по-настоящему счастливой. Ведь пишешь всегда в одиночестве.

Играет Хяркенен не только в театре: она регулярно снимается в кино и на телевидении:

– Мне посчастливилось работать с удивительными режиссерами. Например, с Юккой Сипиля – к сожалению, недавно он ушел из жизни. Пару раз работала с Аку Лоухимиесом и с радостью продолжила бы это сотрудничество.

А еще Анна-Леена сочиняет сценарии к кинофильмам и телесериалам:

– Я написала сценарии к двум сериалам, и, поверьте, это было непросто. В романе достаточно один раз хорошо начать и хорошо закончить. А в сериале, помимо начала и финала для каждой серии, приходится ломать голову еще и над продолжением!

Роман «Аквариумная любовь» (Akvaariorakkautta, 1990), а затем и одноименный фильм по его мотивам шокировали Финляндию. Критики разошлись во мнениях: одни называли роман порнографией, другие отмечали актуальность поднимаемых в нем проблем. Автора хвалили за живой и ироничный стиль повествования, за смелость в изображении сексуальной жизни молодежи.

– Для меня этот роман стал самым трудным,  – признается Анна-Леена. – Я попыталась передать атмосферу начала девяностых  – времени, когда все были помешаны на сексуальности и эротике. Одна моя подруга как-то пожаловалась, что дико устала от необходимости постоянно быть эротичной. И мне захотелось рассказать об этом принуждении играть надуманную роль. Конечно, сейчас я написала бы свою книгу несколько иначе, не концентрируясь на одной теме.

Хяркенен можно с уверенностью назвать женской писательницей – и не только потому, что главные герои ее произведений – женщины. В ее текстах угадывается истинно женский взгляд на взаимоотношения полов. «Мы разные и никогда не сможем понять друг друга, – говорит Анна-Леена. – Полагаю, что практически все финки – феминистки. Однако я никогда не была членом какой-нибудь организации мужененавистниц. Не нужно всё в жизни воспринимать слишком серьезно!»

Как признается Хяркенен, автобиографичного в ее произведениях мало: она никогда не стремилась писать о себе. И все же сюжеты для двух книг взяты из ее жизни. «Не было смысла маскировать реальные ситуации под вымысел, ведь мне хотелось как-то повлиять на то, что происходит в обществе», – объясняет Анна-Леена.

Роман «Слабопозитивная» (Heikosti positiivinen, 2001) – о послеродовой депрессии. 
– После рождения сына я была на грани психоза. 
В больнице со мной обращались ужасно. И я решила написать о разочарованиях и тревогах, которые испытывает женщина после родов, разрушить миф, будто мать всегда знает, что лучше для ее ребенка, что материнская интуиция ее не подведет…  Рецензии были жесткими. Я оказалась в роли подопытного кролика: критики обсуждали мои собственные переживания, а не чувства моих героев. И я поклялась, что больше никогда не буду писать о своей жизни».

Вторая книга – «Обсуждение окончено» (Loppuunkäsitelty, 2005) – стала ответом на самоубийство младшей сестры. В ней остро поднимается вопрос о качестве психиатрических услуг в Финляндии. «Психическому здоровью не уделяют должного внимания, депрессия не считается серьезным заболеванием, и я предложила читателю свою историю о том, что может произойти, если помощь не оказана вовремя»…

Это первый приезд Анны-Леены в Россию. Впереди встречи с читателями, знакомство с университетом и библиотекой, выступления в книжных магазинах и многое другое. А пока мы пьем кофе, смотрим в окно, и Анна-Леена беспрестанно спрашивает: «Ну что, мы уже в России?»…

Послать ссылку в:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Blogger
  • PDF

Постоянная ссылка на это сообщение: https://www.suomesta.ru/2014/08/31/xyarkyonen-anna-leena-harkonen-anna-leena/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.