Л.В.Суворова
Из книги:
Санкт-Петербург и Страны Северной Европы: Материалы ежегодной научной конференции (25-26 апреля 2001 г.). Под ред. В. Н. Барышникова, С. Ю. Трохачева. СПб.: РХГИ, 2002.
В Отделе рисунка Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге хранится Коронационный альбом оригиналов, куда в числе девятнадцати произведений известных русских мастеров, посвященных церемонии венчания Николая II на царство, вошла и акварель А. Эдельфельта «Поздравление казачьего войска» (1896, акв., 28,5х40, ГРМ). (админ. — к сожалению, пока не нашел самого рисунка ) Финский живописец Альберт Эдельфельт (I854-I905) был талантливым портретистом, писал исторические картины и прославил себя в изображении сцен народной жизни. С 1881 г. А.Эдельфельт – действительный член С.-Петербургской Императорской Академии художеств. За участие в организации серии финских выставок в России и ряд заслуг в 1883 г. был награжден орденом св. Анны III степени. В связи с постоянным интересом, который художник проявлял к истории Финляндии и России, немаловажным представляется факт его присутствия на торжествах коронации в Москве в мае 1896 г.[i] О работах на эту же тему А. Рябушкина опубликована статья Р.И.Власовой «Поклон народу» в журнале «Мир музея» за 1993 г.[ii]
Р. Власова пишет, что коронацию Николая II и императрицы Александры Федоровны Министерство императорского двора намеревалось отмечать весьма пышно. Планировались торжественные трапезы в Кремлевском и Петровском дворцах, парадное представление в Большом театре силами артистов Императорских театров, роскошный бал в Александровском зале Кремля и, разумеется, фейерверки, иллюминации, народные празднества с подарками, столь трагически завершившиеся на Ходынском поле. Планировалось изготовление памятных медалей, а также издание богатого коронационного сборника. В его первый том вошел исторический обзор всех русских коронаций; второй состоял из многочисленных фотографий лиц императорского двора, программ увеселений, и списка прибывших в Москву для участия в празднестве гостей. Предполагалось также издание художественного альбома, включающего 40 иллюстраций, в основном акварельных. Темы изыскивались согласно подобным альбомам 1856 г. и 1883 г. От замысла ожидался немалый художественный результат, ведь к его осуществлению были привлечены многие известные мастера.
1 марта 1896 г. А.Эдельфельту, члену Финляндского художественного Общества, было отослано официальное приглашение вице-президента Академии графа И. Толстого войти в состав делегации представителей Академии на коронацию 14 мая, с целью художественного воспроизведения моментов церемонии. А.Эдельфельт ответил согласием и был включен в Список художников, командированных в Москву, куда, помимо него, входили И.Репин, А.Бенуа, В.Мате, А.Рябушкин, А.Соколов и Н.Самокиш, не считая москвичей В.Серова и В.Васнецова — всего двенадцать человек. Отдельно прибыла группа иностранцев, в их числе художники датчанин Л.Туксен, участник коронации 1883 г., французы Ч.Форестье, А.Порше и Г.Жерве, П.Нобс из Эдинбурга и Ф.Рубо из Мюнхена. Специально организованной еще в январе Комиссией по составлению художественного альбома, под председательством графа И.Толстого, А.Эдельфельту были предложены для исполнения следующие сюжеты: Высочайший въезд в Кремль 9 мая; Шествие Их Величеств в Успенский собор; Поздравление Казачьего войска в Тронной зале и Парадный спектакль 17 мая в Большом театре. Всего четыре. В зависимости от задания художникам предоставлялись пропуска на трибуны и в Кремль. Был определен срок подачи готовых работ — 1 мая 1897 г., и вознаграждение в одну тысячу рублей за акварель и пятьсот рублей за рисунок карандашом или пером. Время командировки (группа жила в гостинице «Тулон») предполагалось от 15 апреля до 1 июня. Но уже 19 мая (напомним, что 18 числа произошли ходынские события) многие художники выехали из Москвы «для исполнения возложенных на них работ». На все расходы по командировке, включая проезд, участникам было выдано по триста рублей, все получили памятные нагрудные знаки.
Чин венчания на царство сложился в Византии и имел церковные корни. Поэтому за каждым листом выполненных композиций — моменты истории, где художники точно следуют обряду. Известно, что вице-президентом было получено специальное разрешение для художников пользоваться альбомом фотографий. В.Серов в письме секретарю Академии пишет: «Благодарю Вас за хлопоты по части господина Извольского (Извольский — посол в Японии — Л.С.); а он шутник надел ленту Римскую (когда позировал — Л.С.), которой у него в коронации не было, и сегодня я полдня разъезжал в Капитул орденов и Министерство иностранных дел, чтоб узнать, что это за лента; очень рад, что ее, этой ленты, не нужно совсем».[iii]
Подобные трудности, а также трагедия Ходынки, предопределили сокращение числа планировавшихся иллюстраций. Несмотря на большие материальные затраты и богатство издания, общий художественный уровень обоих коронационных томов оказался невысоким, и, как констатирует Р.Власова, мало чем отличался от изданий «Нивы»; что касается работ привлеченных художников, подчеркнула она, явно наспех сочинил свой лист И.Репин, а работа К.Лебедева «Причащение…» оказалась удручающе детальна, по-академически прилизанна. Среди художественно интересных произведений Р.Власова называет композицию Альберта Бенуа «Иллюминация Москвы», легкую, нарядную, овеянную романтикой; акварель В.Серова «Миропомазание Николая II», написанную удивительно свободно, в броской импрессионистической манере. Особенно выделены ею эскизы А.Рябушкина, из частного собрания.
Среди документов архива Академии художеств есть расписка А.Эдельфельта на русском языке о получении платы за одну исполненную акварель «Представление Их Величествам депутации старшин Донских казаков, от 2 марта 1897 г. (деньги по этой доверенности должен был получить помощник хранителя музеев при Императорской Академии художеств Э.Визель). В сентябре вице-президент Академии обнаружит, что не все сюжеты сданы, и не все исполненные рисунки — одинакового достоинства. В декабре все участники, в том числе А.Эдельфельт, получат депеши об отмене заказа, «как потерявшего значение современности». Возможно, три невостребованных эскиза А.Эдельфельта существуют в финских собраниях. Принятые комиссией работы и составили названный «Альбом рисунков, исполненных художниками во время Священного коронования 1896 года» в художественно выполненном кожаном переплете, выпущенный в 1899 г. в типографии О.Кирхнера. Это оригинальные произведения, хранящиеся в Русском музее. Два тома коронационного сборника находятся в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки.[iv]
Известно, что одновременно с командировкой А.Эдельфельт работал над официальным портретом Николая II (для Финляндии), чек на получение трех тысяч рублей за этот портрет был отослан художнику в Москву.[v] В сцене депутации казачьих войск для коронационного альбома портретное сходство царя передано очень точно. Поздравление происходит в одном из орденских залов Кремлевского дворца — Андреевском. Свод зала поддерживают пилоны, покрытые золоченой лепкой, стены обтянуты голубым шелком цвета ленты ордена Андрея Первозванного, основанного Петром Первым. У противоположной входу стены — императорский трон на возвышении, с пологом, подбитым горностаем. Паркет, разных пород дерева, замечателен богатством рисунка. Именно залитый светом из окон и люстр блеск паркета игрой рефлексов, бликов и теней в первую очередь притягивает глаз. Льется яркий свет из восьми бронзовых люстр, третий поток света исходит из смежного Александровского зала. «При эффектном электрическом освещении залы представляли блестящий вид», — свидетельствует в заметках о коронации корреспондент «Нивы».[vi] И только потом замечаются три удачно скомпонованные на листе группы — депутация казаков в длинных форменных кафтанах, теснящихся в ряд, стайка нарядных придворных дам с лорнетами, в глубине, и наконец, царская чета — на фоне балдахина с золотыми шнурами и вензелями, у ступеней, ведущих к трону, спокойно и с достоинством принимающая поздравления. Николай в парадном мундире и голубой орденской ленте, на Александре бальное платье с длинным шлейфом, Андреевской же лентой, на голове — бриллиантовая диадема. Она протягивает руку склонившемуся в поклоне бородатому казаку с посохом, символом власти: это композиционный центр картины. Колорит строится на контрастах желтого, синего и белого (требования задания ограничивались использованием трех цветов), причем желтый цвет — цвет золота и солнечного света — активен и организует единство цветового строя.
Художник-акварелист Н.Н.Каразин (1842-1908), иллюстратор, выполнявший натурные рисунки коронации Александра Ш в 1883 г., тогда же представил и сцену депутации казачьих войск: огромный зал растянут в ширину, залитый огнем, он переполнен приглашенными — послами и министрами, военными и представителями дворянства – хотелось уместить всех.[vii] Поэтому в центре толпы теряются фигурки императрицы в роскошном туалете, и царя рядом, будто позирующего для фотографа. Работы А.Эдельфельта обнаружила тонкое композиционное чутье, которое подсказало художнику именно данное ее построение. Выбранный им вертикальный формат усиливает впечатление значительности сцены, ее величественный характер. Тема, так мучившая И.Репина — царь и народ на фоне придворной знати — их противопоставление — здесь разрешается с помощью действия.[viii] На первый план А.Эдельфельт помещает стоящего спиной офицера-распорядителя, руководящего депутацией, что усиливает композиционную жизненность сцены. В 1893 г., принимая в Гельсингфорсе выставку Общества русских акварелистов, финская критика отмечала мягкость и тонкость отделки, виртуозность исполнения и художественную самостоятельность представленных работ русской школы (это касалось и Н.Каразина, участника I выставки русских акварелистов в 1886 г., и А.Бенуа, и других). Финляндцы же, сообщали они, пишут акварели широко, живо и смело, не обращая внимания на изящество отделки.[ix] Коронационная акварель А.Эдельфельта соединила в стилистике черты двух школ.
Современники неоднократно подчеркивали жизнеутверждающий тон картин А.Эдельфельта. Автор монографии о нем М.Кайпайнен писала, что «художник был, как призма, которая поворачивается к свету и пытается отбросить изображение еще более светлым, чем оно есть на самом деле».[x] Обычно А.Эдельфельта помнят прежде всего в качестве главного проводника финско-французских художественных связей, но он стал также основополагающей фигурой в области финско-русских культурных взаимоотношений.[xi] Участие в группе художников на торжествах коронации говорит не только о признанном даровании А.Эдельфельта, но о его особом авторитете и компетентности.
Примечания:
[i]Переписка с Министерством Императорского Двора о коронационном альбоме Императора Николая II // Российский государственный исторический архив (далее: РГИА). Ф.789. Оn. 12-1895, Д. 4-3. С. 231. [ii] Власова Р.И. Поклон народу. Андрей Рябушкин и его работы для Художественного альбома «Коронование в Москве 1896 года» (СПб.,1899) // Мир музея, 1993. № 1. С.38-43. [iii] Там же. Переписка… С.347. [iv] Коронование в Москве 14 мая 1896 года. Коронационный сборник в двух томах. СПб., 1899. // Российская Национальная библиотека, Отдел эстампов. [v] Альберт Эдельфельт. // РГИА. Ф.789. Оп.10-1878. Д.75. С.26. [vi] Немирович-Данченко В.И. Москва в мае 1896. Письма о коронации. // Нива, 1896. С.586. [vii] Нива, 1883. Коронационные номера № 2I-24. Рисунки с натуры спец. корреспондента Н.Каразина. С.482. [viii] Грабарь И. Илья Ефимович Репин. Монография в двух томах. T.I: От первых шагов до эпохи расцвета. М., 1937. С.277 (о картине И.Репина «Речь Александра Ш к волостным старшинам», 1886. ГТГ). [ix] Выставка Общества русских акварелистов (Атенеум). // Новости и биржевая газета. 1893. 7/19 февраля. С.З. [x] Цит. по: Расторгуев Д. Творчество Альберта Эдельфельта. // НБА PAX. 11-2-4338. 1990. С.14. [xi] Рейтала А. Дружба под сенью политики. Введение в историю российско-советских и финских художественных взаимосвязей. Доклад в Санкт-петербургском Институте им. И.Репина в 1980 г. С.4.
Свежие комментарии