Если в Америке, где традиция рассказов в картинках превратилась в индустрию, предпочитают героев в буквальном смысле слова, то в Финляндии любят персонажей более приземленных и, если можно так сказать, более человечных.
Еще в семидесятые годы вокруг комиксов в Финляндии велись громкие дебаты. Обсуждался ущерб, который они наносят неокрепшим юным умам, всерьез предлагалось запретить комиксы или, по крайней мере, ввести налог ”за вредность” на распространение.
Прошло без малого полвека, и ситуация несколько изменилась. Стоит только поглядеть на списки продаж книжных магазинов, и становится понятно, что сборники стрипов не собираются уступать своих позиций ни отечественным, ни зарубежным бестселлерам, а по суммарным продажам так зачастую и превосходят их. Так, например, в прошлом году самым популярным зарубежным романом в Финляндии стала новинка от ”мамы” Гарри Поттера – Джоан Роулинг ”Свободная вакансия”. В это же время продажи самого раскупаемого переводного сборника про Дональда Дака превзошли продажи Роулинг на три с лишним тысячи экземпляров, а суммарно – побили ее во много раз. Не отстают и финские авторы: сборник стрипов ”Пиитлес” (искаженное ”Битлз”) финского художника и писателя Маури Куннаса возглавил список самых продаваемых книг в Финляндии, уступив только находящейся на пике популярности Софи Оксанен и уже упомянутой Роулинг.
В Финляндии любят как переводные американские или японские комиксы, так и своих родных авторов. На финских героях комиксов и их создателях мы и хотели бы остановиться более подробно.
Если в Америке, где традиция рассказов в картинках превратилась в индустрию, предпочитают героев в буквальном смысле слова (вспомним только Человека-Паука, Халка, Бэтмена), то в Финляндии любят персонажей более приземленных и, если можно так сказать, более человечных.
Одним из самых узнаваемых и любимых финских комиксов являются истории про Вииви и Вагнера. Вииви и Вагнер — семейная пара, которую в 1998 году придумал карикатурист и художник (вообще-то переводчик, но профессия уступила место хобби) Юха «Юба» Туомола. Туомола и его герои неоднократно выигрывали призы в номинации «за лучшие комиксы», а о известности и любви к женщине и свинье говорит, например, то, что Вагнера неоднократно выбирали «самым популярным финном» всех времен и народов, и он далеко обходил многих реально существующих политиков и артистов.
В чем секрет комикса? Наверное в абсурдности расстановки ролей. Вииви — обычная современная финка, Вагнер же — обычная финская свинья. Вииви – борец за права животных и вегетарианка, Вагнер – неутомимый потребитель пива и любитель полежать на диване. Комикс рассказывает о внутрисемейных отношениях и о различии между полами, возможно, не без стереотипов, но с иронией и явной симпатией к героям.
Когда у художника спрашивают, как он пришел к такому нестандартному решению при образовании пары, он невозмутимо отвечает, что это достаточно частый расклад в семейных отношениях.
Другой популярный герой отечественных стрипов – это Еж-Матершинник. (финск. Kiroileva siili, буквально – бранящийся еж). Еж-Матершинник — это персонаж комикса, придуманного финской художницей Миллой Палониеми в 2007 году. Еж — социопат и мизантроп, он обладает скверным характером, много ругается, в общем, это милейшее существо. Ничто человеческое Ежу не чуждо, и, несмотря на дрянной нрав, он нашел себе подружку,с которой Еж, впрочем, особенно не церемонится и выражений не выбирает. Кстати, Еж изъясняется на диалекте, принятом в Похьянмаа. Еж-Матершинник стал настолько популярен в Финляндии, что даже выиграл самую престижную финскую литературную премию «Finlandia» в номинации комиксы.
В Финляндии Ежа-Матершинника или Вииви с Вагнером можно встретить не только на страницах сборников. В магазинах продается пиво ”Вагнер” (и сидр ”Вииви”), Еж-Матершинник предупреждает с наклеек на бампер, что на дороге стоит держать дистанцию, популярны также кружки, белье и прочая атрибутика с известными героями комиксов.
Комиксы давно вышли за рамки развлечения для детей и превратились в полноценнный канал для выражения общественного мнения и обсуждения насущных проблем. Об этом свидетельствует и постоянно возрастающая популярность комикс-фестивалей. Так, например, крупнейшее тематическое мероприятие в Финляндии, Helsingin Sarjakuvafestivaali, в этом году собрало в столице более 28 тысячи фанатов. В следующем году темой фестиваля станет ”радужный комикс”, иными словами, внимание будет сосредоточено на стрипах, авторами которых являются представители секс-меньшинств, или сюжет которых выстраивается вокруг проблем гомосексуальности.
Lioubov Shalygina
Свежие комментарии