Юлия Питецкая
Имя финского писателя Тимо Парвела в России пока знают немногие. А вот в соседней Финляндии он — один из самых известных авторов. Особенно популярна его серия «Элла и ее друзья», которая, по данным библиотек Финляндии, входит в десятку самых читаемых детских книг. Веселые, забавные истории про школу, написанные очень простым языком (повествование ведется от имени первоклассницы Эллы), выходили в серии «Легко читать». И это не недостаток книг, а достоинство. Тимо Парвела долгое время работал учителем в начальной школе и хорошо знает своих читателей. Для детей, которые совсем недавно выучили буквы, самостоятельное чтение часто становится проблемой. Истории про Эллу помогают маленькому читателю преодолеть барьер: их легко читать, они рассказывают о понятных и близких для младшего школьника вещах и они очень-очень смешные.
Но, несмотря на простоту языка и сюжетов (уроки, постановка школьного спектакля, поездка на экскурсию), книги Т. Парвела интересны и взрослому читателю. Неслучайно за книгу «Элла на экскурсии» автор был награжден престижной финской премией Арвида Любека, а также получил Почетный диплом Международного Совета по детской книге (IВВY). Тонкая ирония и добрый юмор помогают взрослым посмеяться и над собой, и над порой несносными детьми, и над нелепыми ситуациями, в которых может оказаться каждый. Мне кажется, эти книжки очень полезно читать учителям начальной школы и студентам педагогических вузов.
Я, наверное, была первым читателем книг про Эллу на русском языке. И мне очень захотелось познакомить с Эллой наших ребят-читателей. Отрывки из еще неопубликованной книги мы читали вместе с членами литературного клуба «Экспертный совет» в Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара. После дружного одобрения читателей и сотрудников «Гайдаровки» издательство «Северная книга» выпустило книгу «Элла в первом классе», в которую вошли три повести: «Элла и шантажист», «Элла в театре» и «Элла на экскурсии». Иллюстрации в книге, кстати, сделаны Маркусом Маялуома — известным финским художником и писателем (русским читателям он знаком по книгам «Папа, когда придет Дед Мороз?» и «Папа, пойдем за грибами!»). А вы держите в руках уже вторую книгу с историями про неугомонный класс, в котором учатся Элла и ее друзья. Так что пора, наверное, рассказать, что за писатель Тимо Парвела и почему он пишет о школе.
Тимо Парвела родился в 1964 году в семье педагогов. Неудивительно, что и сам он стал учителем. Но это еще не все. Жена Тимо, родители жены, все родственники и друзья — тоже учителя. Можно сказать, семейный педсовет. Так что совершенно понятно, почему место действия многих книг писателя — школа.
Сейчас Тимо Парвела живет в городке Кирконум, недалеко от Хельсинки. Он автор более пятидесяти книг, сценариев, пьес. У писателя двое детей — дочь Хильма и сын Лаури. В семье живут еще две собаки — Муру и Пат. Кстати, одного из самых запоминающихся героев книг про Эллу тоже зовут Пат. Тимо говорит, что они похожи. Например, если он бросает собакам палку, то Муру бежит за палкой, а Пат — в противоположную сторону…
Мы встретились с Тимо Парвела и переводчицей Анной Сидоровой, чтобы поговорить о детстве, школе, книгах и о самом Тимо. И вот что получилось…
— Детский писатель должен хорошо помнить свое детство. Тимо, каким вы были ребенком? Чем увлекались? Какой был «Тимо в первом классе»?
— Я-то был сыном учителя… И поэтому я, конечно, был очень ответственным и примерным. И был активным, очень любил говорить, выступать, устраивать разные мероприятия, выставки, встречи, какие-то спектакли… Но вообще был хорошим примером. Потому что учительский сын. У меня не было выбора, потому что директором школы, в которой я учился, был мой отец, а моей учительницей была моя мать.
— Любили ли вы в детстве читать? Какие книги и какие авторы вам нравились?
— В раннем детстве это были книжки-картинки. Например, Т. Янссон «Что дальше?», которая меня и пугала, и в то же время мне было жутко интересно, что значат эти дырочки, что же там, что будет происходить дальше. Вторая книжка — «Кто утешит Мю?» — мне казалась очень грустной.
Для меня очень важной книжкой был «Винни-Пух». А позднее… Наверное, читал то же самое, что и все. Нравились детские детективы Энид Блайтон про «великолепную пятерку» и серия «Хичкок представляет», это такие детективы, которые издавались под именем Хичкока.
Недалеко от нашего дома была кондитерская фабрика, и в пятницу там продавали ломаное печенье, и вот я покупал такой огромный пакет ломаного печенья, брал в библиотеке целую пачку книжек и на все выходные закрывался с печеньем и книжками.
— А в историях про Эллу чего больше: собственного педагогического опыта, детских впечатлений или фантазии?
— Больше фантазии. Хотя первые книги я начал писать, когда еще работал в школе. Лаури тогда только родился, а Хильме было два года. И книжка, конечно, отражает атмосферу школы. Я думаю, каждый учитель узнает что-то знакомое в этих историях.
Собственно, мою крестницу зовут Элла, и поэтому я решил дать главной героине это имя. Настоящая Элла живет в Тампере, и ей сейчас 14 лет.
— Она чем-то похожа на Эллу из книги, есть, кроме имени, какие-то общие черты?
— Нет, наоборот, она очень ответственная девочка. Но, наверное, она умеет рассказывать так же хорошо и интересно, как Элла.
— У вас двое детей. Какой вы отец?
— Надеюсь, я умею слушать своих детей. И они говорят, что у меня есть чувство юмора. Хотя однажды сын сказал: «Папа, почему у тебя в книжках такие хорошие шутки, а нам остаются только самые плохие?». Нет пророка в своем отечестве…
— Вы хорошо знаете школу. Самое лучшее в финской школе — это…?
— Школа очень меняется, и та школа, в которую я ходил, когда был маленьким, и та, в которую ходят мои дети, — это совершенно разная школа. Мне нравится, что финские школы в принципе не так сильно отличаются одна от другой. Если посмотреть на школу в Хельсинки и школу в деревне, где-нибудь в глубинке, стандарт у них одинаковый. Все получают одно образование, у нас нет частных школ, поэтому уровень образования всегда остается хорошим.
И еще мне нравится, что учитель в финских школах не ставит себя выше детей, не поднимается на какой-то пьедестал. С другой стороны, он и не пытается заигрывать с детьми. Он как бы стоит с ними на одном уровне, но он взрослый, а они ученики. Конечно, это тяжело преподавателям, потому что им нужно помимо собственно преподавательской деятельности еще и продумывать вот эту модель общения…
— На презентации книжки в Москве один мальчик спросил, чему может научить ваша книга. Но чаще всего такие вопросы задают взрослые. Тимо, что бы вы ответили взрослым?
— Я сказал бы, что смех и юмор в этой книжке — объединяющее начало для детей и взрослых. Потому что смешное, если это действительно смешное, обычно смешно и для детей, и для взрослых. Совместное чтение, совместное времяпрепровождение и совместная общая радость могли бы объединить, сблизить детей и родителей. Ведь это такие незабываемые для детей моменты, если папа, читая книжку, вдруг сползает с кресла или мама не может продолжать чтение, потому что смеется…
И еще я, наверное, сказал бы, что нужно прислушиваться друг к другу и помогать друг другу. Есть такие программы телевизионные, в которых постоянно пытаются кого-то отбросить, выбросить, это слабые звенья, но такого делать нельзя. Слабое звено не должно падать, не должно быть слабых звеньев, которые выпадают. В классе Эллы есть такие дети, но их поддерживают, они не одни. Это класс, который все делает дружно. Вот, наверное, так.
Вот такой вот серьезный и добрый человек — Тимо Парвела. Впрочем, вы уже, наверное, и сами это поняли…
Свежие комментарии